С ПРАЗДНИКОМ!!! 8 ноября (26 октября по старому стилю) мы все отмечаем День Сибири и День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, с древних времен почитаемого на Руси покровителя воинов. Согласно летописям, Ермаку и его товарищам перед решающей битвой на Чувашском мысу было видение этого христианского святого, что обещало поддержку свыше и победу в богоугодном деле. Сибирь словно ждала Ермака. Ведь еще в 1555 году послы князей - братьев Едигера и Бекбулата, из татарского рода Тайбугинов, просили Иоанна IV принять Сибирь «под свою руку». Во второй половине XVI века набеги татар на приграничные русские земли на востоке стали постоянными. Местные владетели этих земель, братья Строгановы, имевшие от царя грамоту на заселение здешних земель, наняли отряд казаков числом в 540 человек. Во главе отряда был поставлен атаман Ермак. 1 сентября 1581 года отряд Ермака выступил в поход на Сибирь. Чуть познее к ним присоединился еще один отряд в 300 человек. Под знаменем Ермака, выступавшего против Сибирского ханства, насчитывалось около тысячи человек. Строгановы по поручению царя дали казакам жалованье, припасы, одежду и партию огнестрельных пищалей. К тому времени укрепления города Искера, столицы Сибирского ханства, сильно обветшали. Хан Кучум, его влыдыка, решил принять бой вне города, где расставил воинов в засеках из поваленных деревьев. Он велел выкатить и несколько пушек, но во время сражения, похоже, они так и не выстрелили.  «26 октября 1581 г. Ермак, отпев молебен, торжественно вступил в Искер или город Сибирь…» – так, выражаясь словами Н.М. Карамзина, начинается история сибирского края в составе России. По традиционному Православному календарю это день высокочтимого Святого Димитрия Солунского.  Казаки, приблизившись к берегу у Чувашевого мыса, стали обстреливать сибирцев и одновременно высаживаться на берег. (Этому событию посвящена известная картина великого художника В.И. Сурикова, потомка сибирских казаков, “Покорение Сибири Ермаком”.) Войско Кучума осыпали наступающих стрелами, стремясь оттеснить казаков к стругам. Малокалиберные пушки казаков вели огонь, оказывающий скорее психологическое действие. Хан Маметкул, командующий кучумовской армией, проделал в засеке три прохода и отдал приказ, выйдя из-за нее, атаковать казаков. Как только наступающие стали приближаться, казаки построились в каре, разместив посередине стрелков с пищалями. Наступавшие впереди сибирского войска ханты и манси (остяки и вогулы) после первых же выстрелов растерялись и стали выводить своих людей из битвы. Войско Кучума, несмотря на панику в передних рядах, продолжали наступать и смогли добежать до первых казачьих рядов. Но казачьи пищали оставались внутри каре и вели интенсивный огонь, нанося противнику большой урон. Сам Маметкул пытался собрать вокруг себя остатки конницы, но был ранен и едва не попал в плен. С трудом сумели отбить Маметкула. Ранение Маметкула подорвало боевой дух сибирского войска. Сам хан Кучум, наблюдавший сражение с горы, бежал, бросив свою столицу Искер. Отряд Ермака не преследовал его ввиду малочисленности и опасности засад. Через несколько дней сибирское войско полностью распалось и перестало существовать. Хан Кучум бежал в Барабинскую степь. Союзники Кучума покинули его. 26 октября в Искер вошли отряды казаков, а обширное Сибирское царство полностью распалось. Его территории вошли в состав Московского государства. Это положило начало новой эпохе в жизни и развитии нашего государства. Народы Сибири, осознав, что Ермак принес не разрушение их устоев и обычаев, а доброжелательность и достойное уважение к местным жителям, присягнули на верность державе Российской. Расширение границ России изменило ее политический статус, способствовало обогащению экономической, духовной и культурной жизни России. Обширные плодородные земли, населенные ценным пушным зверем леса, могучие сибирские реки, несметные запасы полезных ископаемых стали достоянием всего Российского государства. Торжественное же отмечание Дня Сибири сегодня имеет свою многовековую предысторию. В 1881 г. (спустя 300 лет со дня присоединения Сибири) по инициативе общественного движения "Сибирских патриотов" и настоянию его лидеров Н.М.Ядринцева и Г.Н.Потанина в календарях появляется новая официальная дата: 26 октября - День Сибири. Особенно широко и торжественно юбилей отмечали сами сибиряки: в Томске и Тобольске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске. В столичных городах Москве и Петербурге в это время все студенты, приезжие купцы, выехавшие из Сибири чиновники «роднились» в составе сибирских и сибирско-губернских «землячествах». Все «землячества» отметили праздник совместными общественными обедами. В приглашениях особо отмечалось, что, в связи с приближающимся днем «300-летия завоевания Сибири», 26 октября в день взятия Искера приглашаются принять участие в обеде «сибиряки, сибирячки и лица, посвятившие свои труды Сибири». Вскоре после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581 г.». День Сибири, отмечавшийся в 1881 г., в дальнейшем послужил мощным катализатором дискуссий, размышлений, всплеска публицистики о наиболее важных и актуальных проблемах сибирской жизни того времени. Обсуждались требования необходимости прекращения продолжавшейся ссылки в Сибирь преступных элементов, скорейшего открытия сибирского университета, развития сухопутных и водных путей сообщения, содействия развитию местной промышленности и торговли. С того времени ежегодно 26 октября (8 ноября по новому стилю) начали отмечать особый Сибирский праздник. Традициями новый праздник оброс достаточно быстро. Прежде всего, повсеместно было принято вспоминать отцов-основателей: в сибирских городах и поселках служились торжественные молебны в честь Ермака, а также других воевод и атаманов, которые стали строителями сибирских острогов, а население выходило на крестные ходы, отдавая таким образом дань памяти покорителям Сибири. Научные и просветительские мероприятия, общественные обеды, губернаторские приемы и балы, ярмарки и народные гулянья стали проводиться ежегодно. В городах европейской части России сибирские землячества собирались на общие празднества. По всей Сибири губернаторы устраивали торжественные приемы. Старожилы за праздничными столами вспоминали свои "сибирские корни" и "благодарили Сибирь за ея изобилия и удобства". Специально к празднику выпускались газеты и журналы. Отмечался День Сибири в России вплоть до 1919 года. Сразу после революции праздник был надолго забыт, и попытки возрождения начались лишь в конце ХХ века. Многие историки и исследователи склонны говорить о преемственности и очевидных параллелях между упраздненным большевиками Днем Сибири и советскими Днями урожая — ведь нельзя же отобрать что-то, не дав ничего взамен. Тем более, как и предусмотрел мудрый государь Александр III, праздник пришелся сибирякам по душе и отмечали его не по разнарядке сверху, а от всего сердца. День Сибири пробуждал в людях как национальное самосознание, так и чувство единения и общности с другими жителями Российской империи — и в этом было великое объединяющее его значение. Сибирь дала православному миру таких святых как Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Симеон Верхотурский, Герман Аляскинский, Филофей Лещинский и Миcаил Абалакский. Любовь к матушке-Сибири, благородное желание послужить ей, были присущи многим сибирякам. Освоение месторождений нефти и газа, добыча и переработка полезных ископаемых — величайший трудовой подвиг нашего народа. В краю непроходимых болот, дикой тайги, приполярной тундры, вечной мерзлоты проложены линии электропередач, автомобильные и железные дороги, выстроены красивые современные города. Именно Сибирь — тот самый узел, что скрепляет воедино европейскую часть страны и Дальний Восток. Здесь сосредоточены неизмеримые богатства, которые и в будущем только увеличат мощь нашего государства. И в наше время одним из главных богатств Сибири остаются люди, стремящиеся потрудиться во имя прославления и процветания родного края. Благодаря горячим душам и трудам таких сибиряков, в начале нашего века возобновилась традиция празднования Дня Сибири. Уже не первый год отмечают этот праздник города Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита и Тюмень. Именно в День Сибири представители разных национальностей собираются вместе, чтобы поблагодарить Бога за то, что довелось родиться, жить и трудиться в щедром краю, прославить землю сибирскую. Празднование Дня Сибири позволяет глубже осознать, что мы едины, мы можем и будем жить дружно, воспитывая у своих детей уважение и доброжелательность к землякам, соседям. Исследователи сибирского края отмечают свободолюбие, ярко выраженную привязанность к родной стороне и чувство собственного достоинства жителей этой гостеприимной земли. Добропорядочность, душевность, отзывчивость, любовь к Отечеству — вот те качества, которые сроднили русский народ с коренными народами Сибири, помогли общими силами отстоять Родину в период Великой Отечественной войны, помогают сегодня жить в мире и взаимопонимании. По сути, это день единения, праздник всех народов, населяющих Сибирь!